Санкт-Петербург

Cъёмки фильма «Литвяк»

В павильонах «Ленфильма» приступили к съемкам фильма «Литвяк»
Команда, создавшая в 2016 году фильм «28 панфиловцев», снимает новый проект «Литвяк» — про одну из самых известных летчиц в нашей истории. Режиссер фильма – Андрей Шальопа. Лидия Литвяк — советский лётчик-истребитель, ас, герой. В мировом рейтинге боевых пилотов-  женщин она занимает первую строчку с августа 1943 года. И, вероятно, уже навсегда. За минувших восемь десятилетий никто из женщин-летчиков даже не приблизился к ее боевому счёту. Если, конечно, не считать Катерину Буданову — однополчанина и лучшую подругу Лили. Катя — вторая строчка. Их полк летал на истребителях Як-1, прикрывал штурмовики, транспортники и наземные войска. Девушки-летчицы сражались над Сталинградом, Ростовом и Донбасом. Они сходились в схватках с немецкими истребителями, бомбардировщиками и самолетами-разведчиками. Нередко возвращались с боевых вылетов с пустыми баками и пробоинами, падали на вражеской
территории, горели и садились на «брюхо», спасали друзей, несли невосполнимые потери,
получали ранения и снова возвращались в строй… Они победили и стали легендами. В августе
1943 года Лиле Литвяк было всего 21 год. В тот день её самолёт оторвался от земли в последний раз и остался в небе навечно…
Роль Лидии Литвяк исполняет актриса театра Вахтангова Полина Чернышова. Роль Екатерин Будановой — актриса театра «Ленком» Виктория Соловьева. Роль Алексея \ Соломатина (командира эскадрильи) играет Петр Рыков.
Сейчас съемочная группа фильма приехала для павильонных съемок на киностудию «Ленфильм». На съемочной площадке фильма «Литвяк» сразу обращают на себя внимание два истребителя в натуральную величину. Рядом – специальная передвижная радиорубка, которая, если приглядеться, дополнена зимними элементами: видны сосульки, крыша припорошена снегом.
Сам павильон обтянут хромакейной тканью. Нам удалось побеседовать с Андреем Шальопой, узнать побольше о фильме и планируемых съемках.
— Расскажите, что это за декорации? Сколько по времени вы будете снимать, и что увидит зритель?
— У нас большой павильонный блок, многое хотим снять именно в павильонах. Всю нашу работу в них можно разделить на несколько блоков. Интерьерный блок. Все сцены с интерьером мы будем снимать в павильонах «Ленфильма». Я очень люблю снимать здесь, у меня любовь к киностудии с детства. Это магическое место. Студия же небольшая, если сравнивать с «Мосфильмом», например. Но тем не менее это очень хорошая производственная база, на мой вкус. Здесь большие павильоны и как будто намоленное место, здесь очень приятно находиться. Если есть возможность, мы всегда идём на «Ленфильм». Даже когда проводится кастинг или пробы. Здесь стало вообще очень удобно, потому что сюда переехал один из крупных ренталов и всё компактно. Я это к тому, что снимать мы здесь будем долго. Сначала в Первом павильоне, затем переедем во Второй – он больше, там будет просторнее.
Что снимаем сейчас? Эта декорация называется ПКП – передвижной командный пункт, который устанавливается на грузовик и в нём располагается передвижная радиостанция. Передвижная – потому что это удобно. Радиостанция перемещалась с места на место, чтобы во время авианалёта или артобстрела в неё не попали вражеские бомбы или снаряды. Эту декорацию с нуля сделали наши художники. Она выглядит аутентично как снаружи, так и внутри. Внутри воссоздано целиком и полностью всё убранство этого помещения. Здесь установлены две радиостанции большого и малого радиуса действия. Всё оборудование было кропотливо воссоздано. В этих декорациях у нас много кадров. Мы снимаем со всех ракурсов — у декорации отодвигаются стены и крыша.
Радиосвязь — одна из красок истории – связь земли с небом. Это история про лётчиков. Мы слышим их голоса на земле, очень метафорично. Декорации стоят на высоте кузова грузовика, чтобы была возможность подснять некоторые сцены в экстерьере. Часть мы сняли на натуре в Оренбурге и здесь будем доснимать крупные планы.
— А хромакей вы развернули по всему павильону… это будет гигантское поле?
— Да, мы сняли сцены внутри кабины полуторки, диалоги персонажей. А до этого отсняли все проезды этой сцены на натуре. Сам диалог гораздо удобнее отснять в павильоне. Поэтому хромакей по всем направлениям, чтобы мы могли под любой кадр подставить пейзаж, который мы уже отсняли. Но это ещё не всё. Здесь стоят макеты самолётов. Эти самолёты — предметы гордости, потому что это две копии истребителей Як-1. Причём один Як-1Б, другой просто Як-1. Один в зимнем камуфляже, другой — в летнем. Самолёты очень близки к тому, как выглядели настоящие Яки. У них целиком рабочие интерьеры. У нас много сцен внутри самолёта и часть из них мы отснимем в этих макетах. У нас будет специальная камера POV, которая будет повторять движения персонажа внутри самолёта.
В этих сценах нам нужно перемещение света. Для этого на кран будет подвешен мощный прибор, имитирующий солнце. Самолёт установят на баланс-платформу, и вокруг него будет перемещаться источник света. Всё, что нам будет нужно снимать на баланс-платформе и с помощью камеры POV, мы будем снимать здесь. Дальше сложнее. Сцены на подвесе. Для них мы еще не нашли нужное пространство: мы будем подвешивать наши самолёты, имитировать движения, и всё это будет сниматься с расстояния. Очень технически непростые съёмки: двигается камера, двигается свет и двигается сам самолёт. Для этого нужен очень большой павильон. Я считаю, что такие павильоны огромные обязательно должны быть у киностудий, их обязательно нужно строить.
Также будут съёмки в декорациях полевых аэродромов. Как это было в истории: фронт двигался. Аэродромы перемещались. Выбиралось место под новый аэродром, туда приезжал батальон аэродромного обеспечения, они прокладывали грунтовые полосы, на которые могли садиться самолёты. Размещались складские объекты, строились для жизни людей элементарные землянки, блиндажи. Если фронт двигался быстро, такие аэродромы могли существовать недолго. Конечно, пилотов как ценный ресурс старались селить хорошо, скажем, в населённых пунктах, если они были поблизости. Но были, конечно, случаи, когда и пилоты жили в землянках. И вот КП (командный пункт) 296-го истребительного полка, про который мы рассказываем, это блиндаж.
Довольно большое помещение: сруб, частично врытый в землю. Там у нас есть несколько сцен, событий фильма, которые разворачиваются в интерьере. У нас есть жилые землянки, у нас есть место, где пилоты питаются. Сначала это столовая-палатка, потом они обустроили столовую в полуподвальном помещении бывшей маслобойни. Всё это придумано, разработано нашими художниками, и будет построено. Будут также декорации московской квартиры Лидии Литвяк. Будет помещение КП 73 ГВИАП – это
изба. Будет помещение КП артиллерийского полка, в котором снимем сцену допроса сбитого немецкого аса. Ещё будет жилая хата, где жила Лидия в летний период. Будет декорация – места отдыха лётчиков, вроде клуба, обустроенного в классе сельской школы.
— Расскажите о вашей героине и ее боевых подругах и друзьях?
— В свой фильм мы закладываем разные смыслы. Каждый зритель, надеемся, увидит что-то своё.
Лидия Литвяк стала знаменитой во время Великой Отечественной войны. У неё небольшая
биография, поскольку она пропала без вести в 43-м году в возрасте 21 года. Лётчиков-
истребителей среди женщин было немного. В начале войны было создано три женских
авиаполка: полк ночных бомбардировщиков – самый знаменитый полк «Ночные ведьмы» (летали на По-2), полк пикирующих бомбардировщиков (летали на Пе-2) и истребительный полк, который летал на ЯКах, где, в частности служила, Лидия Литвяк. Этот истребительный полк (586 ИАП) – был полком ПВО, который стоял в городе Энгельс, но он воевал не так активно, как подразделения бомбардировщиков. В какой-то момент Лидия Литвяк, вместе со своей подругой Екатериной Будановой, тоже прекрасным лётчиком, чья судьба также отражена в фильме, и ещё несколько лётчиц ушли в мужские авиаполки. Биография у всех сложилась по-разному. Лидия Литвяк оказалась самой успешной лётчиком-истребителем среди женщин и, как потом выяснилось, — вообще на все времена. Она сбила больше всех самолётов противника. Данные разнятся, но примерно 12 самолётов противника на её счету. Такой счёт формируется из самолётов, сбитых
лично, и самолётов, сбитых в группе. Отсюда может возникнуть некоторая путаница. Кроме того, она уничтожила немецкий аэростат-корректировщик. Красивая, юная девушка и ко всему — прекрасный, результативный лётчик-истребитель, она стала очень знаменитой во время войны. Но это был ещё только 43-й год и до конца войны было далеко. Во время войны без вести пропасть было очень непопулярно. Пилоты пропадали без вести и было непонятно: успели они выпрыгнуть или нет, и что было дальше с ними. И поскольку гибель Лидии произошла при неподтвержденных обстоятельствах, до конца войны ее имя больше не упоминалось. Судьба девушки была непонятна. О ней перестали писать и говорить. Это незаслуженное забвение длилось до 1990-го года.
В 90-м году при Горбачеве Лидия была посмертно представлена к званию Героя Советского
Союза. Но этого не хватило, чтобы она стала знаменита, как другие герои войны. Как ни странно, в Америке, стране, где любят всё самое-самое, информация о Лидии как о самом результативном пилоте-женщине появилась в Книге рекордов Гиннесса. За океаном о Лидии Литвяк хорошо знают. И постепенно имя Лидии стало известным во всем мире. Но не у нас… Если сейчас спросить про подвиг Панфиловцев, то про них ответят 3-4 человека из 10, про Литвяк ответят, наверное, 1 из 100, а может быть и меньше. У нас это забытое имя, и это, конечно, несправедливо. Поэтому хочется рассказать про неё историю. Помимо прочего, это ещё история любви. Когда Лидия попала в 296-й полк, она встретила там Алексея Соломатина, знаменитого уже лётчика-аса, Героя Советского Союза. Он погиб в 43-м году, на два месяца раньше Лидии. Этот роман, короткий по времени, происходил на глазах у всего полка. Думаю, что все однополчане «болели» за эту пару. И это то, что есть в биографии Лидии – история любви, история потери, про которую тоже хочется рассказать. Алексей погиб молодым, ему также был 21 год. Несомненно, это повлияло на жизнь,
мироощущение и личность нашей героини.
После войны предпринимались попытки найти самолёт Лидии. Нашли много самолётов других пилотов. Были найдены братские могилы и останки самолёта который, возможно, принадлежал Литвяк. Судя по всему, Лидию тяжело ранили, она посадила самолёт, но умерла от ранения. По-прежнему это остаётся тайной. Для меня это как в песне Высоцкого – поднялась чуть выше и села там. Я очень надеюсь, что после того, как мы сделаем фильм и он выйдет в прокат, её имя станет известным.
— Кто играет главную героиню и как проходил кастинг?
— Главную героиню играет прекрасная актриса Полина Чернышова. Когда я писал сценарий, параллельно я искал актрису, которая подошла бы на эту роль. Полину я нашёл ещё до того, как сценарий был завершен. Мне кажется, что она очень подходит на эту роль. Всякий раз, когда Полина участвует в съёмках, я убеждаюсь, что этот выбор был правильным. Она обладает набором качеств, которые для этой истории подходят. Всех актёров я считаю нашей удачей. А самый сложный кастинг – Алексей Соломатин. Мы отсмотрели многих ребят на эту роль и это была проблема. Мне очень хотелось, чтобы это был парень с хорошим, тёплым обаянием, при этом, чтобы он обладал чертами пилота-истребителя. Ведь это особые люди. Сочетание военной выправки и при этом доброты. В итоге на эту роль взяли актёра Петра Рыкова и это оказался совершенно замечательный Алексей Соломатин. По-моему, получается очень здорово и у них отличный тандем с Полиной. Катерину Буданову играет Виктория Соловьева. Кастинг тоже был
непростым, мы отсмотрели много девушек. По хронометражу это небольшая роль, но очень
значимая в фильме. Видеопробы всё показали. Вика сразу продемонстрировала то, что нам
хотелось. Думаю, для неё это будет непростая работа, потому что Вика очень женственная, а Катя Буданова более мальчишеская, более угловатая и прячет свою женственность. Ещё у нас снимается прекрасный актёр Евгений Ткачук. Женя очень талантливый артист, мощная фигура. С такими актёрами работать — всегда одно большое удовольствие. Потому что когда актёр попадает в ту ноту, которую ты хочешь, роль иногда раскрывается даже ярче и интереснее, чем ты видел в начале. Это основной каст. Также ещё снимается много прекрасных ребят питерских и московских.
Постпродакшн мы будет делать со студией «Скандинава». Они участвовали во всей подготовке, и они делают различные практические эффекты. Мы считаем, что кино нужно снимать, а не рисовать на компьютере. Если в кино много графики, то в моём понимании, это не совсем кино, а частично мультик. В экшн-фильмах часто очень много компьютерной графики. И иногда, на мой взгляд, это как вставные зубы. Мы как раз снимаем большую часть того, что в кадре. Например, если мы хотим видеть в кадре самолёт в воздухе — мы снимаем самолёты, для этого макеты и создавались. Он снимается на подвесе, по нему будет ходить солнце, у него будет крутиться винт и так далее. Фоны мы тоже снимаем, а не рисуем. Хотя у нас очень сложные фоны. Это виды неба и земли с больших высот, в разном свете и со сложными движениями. Для этого тоже есть технология. У нас есть для этого маленький самолёт, на котором установлено шесть камер. Самолёт поднимается в небо, в нужную нам погоду, в нужных местах (мы специально ездили в экспедиции). Самолёт снимает небо и землю под конкретные сцены, на конкретных высотах, в конкретных манёврах, с конкретной облачностью и солнцем. У нас уже сейчас есть библиотека
футажей, которую мы постепенно пополняем. Всё окружение, которое есть в воздушных боях, оно всё живое. Графики будет минимум. Зритель приходит в кино, и он хочет видеть живое, а не нарисованное. Вот это мы ему обещаем.
— Макеты самолётов?
— У нас есть также макеты трёх самолётов Як, в масштабе 1:4. Это тоже большие макеты, но они радиоуправляемые. Они нужны для съёмок сцен взлётов и посадок, т.е. контактов с землёй. Это можно было бы нарисовать в графике, но конечно тоже лучше снять. Съёмка чего-то в миниатюрах — это очень богатая технология, которая даёт великолепный эффект и очень много где используется в мировом кино. Съёмка макетов даёт настоящий свет и настоящую физику. Например, в фильме «28 панфиловцев» танки были миниатюрами, но физика у них живая: движение гусеницы, падения с гусениц снега, дымы и т.д. Это не устаревает. А графика устаревает. Симуляция видна, особенно в сочетании с реально отснятым материалом. Это бросается в глаза и это разочаровывает. Хочется, чтобы зритель проживал моменты с героем, а не отвлекался на нарисованную, пусть и красивую, картинку. Кино должно сниматься.
— Когда фильм выйдет на экраны?
— Мы очень рассчитываем, что уже всё снимем в следующем году. Но в любом случае, в прокат фильм выйдет не раньше 2024. Помимо съёмок есть ещё и большой постпродакшн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *