У кочевников нет дома. Но они не бездомные.
На экраны российских кинотеатров выходит лауреат премии «Золотой Глобус» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
«Земля кочевников» — фильм о тесной связи смерти и свободы. Китайский режиссер Хлоя Чжао показала обычную жизнь кочевников, но сделала это так, что количество поднятых проблем в фильме поражает. Земля кочевников поражает и влюбляет своей искренностью, простотой и размахом природы Северной Америки. После просмотра в кинотеатре мир может показаться закрытым и совсем маленьким.
Главная героиня Ферн (Фрэнсис МакДорманд) теряет дом, работу, мужа. Экономический кризис накладывается на кризис личностный. Единственный выход — это сесть в старый фургон и начать новую жизнь. Но беспечные представления о кочевничестве разбиваются о проблемы самоорганизации и выживания.
Центральной темой становится свобода. Нередко в кино можно увидеть кадры с птицами — противопоставление людям, прикованным к земле. В «Земле кочевников» этот прием в разы усилился. Одна из героинь рассказывает о лучших пережитых моментах и вспоминает, как смотрела воду на заливе. А в отражениях видела пролетающих птиц. Иллюзия заключалась в том, что старухе казалось, будто она находится над птицами, летит еще выше, но при этом она стоит на земле. Персонаж МакДорманд тоже старается вырваться из оков и взлететь, но бытовые и человеческие проблемы удерживают ее на мертвой земле.
Смерть. Красной нитью связаны персонажи со смертью близких или скорой собственной кончиной. Герои рассуждают о возможностях уйти из жизни просто и безболезненно, о том, как родные продолжают жить на земле даже после смерти.
Персонажи часто взаимодействуют с корнями — символами вечной памяти. В краях Северной Америки они умудрились найти камни с отверстиями внутри. Эти отверстия возникли из молекул воздуха, находящихся внутри камней, как будто кто-то вдохнул в них жизнь. Многие стали кочевниками в поисках ответов на вопросы о смерти. Режиссер не дает ответов, но дает надежду на возможность принять неизбежное с высоко поднятой головой.
Визуальное решение фильма. Отдельного внимания заслуживает операторская работа и монтаж. Фильм сделан на стыке художественного и документального повествования. Зачастую используется ручная камера и резкие склейки для передачи живого движения (здесь и сейчас). В объектив попадают откровенные сцены уединения героев или разговоров о личном.
И только природа остается статичной. Земля всегда стоит на месте и ждет своих гостей. Хлоя Чжао смогла отлично поставить художественное повествование на документальные рейсы благодаря грамотной работе со съёмочной группой.
«Земля Кочевников» — это многогранная картина о тяжелом периоде, который может быть у каждого. Фильм можно сравнить с долгим походом в горы, когда ноги болят от мозолей, не остаётся сухих вещей, бьется последняя посуда, и силы покидают тело.
Поэтому финальная точка становится такой теплой и долгожданной. Гениальная режиссура Хлои Чжао за руку проводит зрителя по этому пути, чтобы каждый смог почувствовать значение свободы.
Текст
Элина Королева