1 августа в прокат выходит новая российская комедия, которая поднимет настроение и украсит любой, даже самый хмурый вечер.
Начнём с того, о чем же поведает нам новая кинокартина режиссера Евгения Шелякина.
Загадочный мужчина приходит в себя на пляже в Таиланде. Он не помнит ни своего имени, ни причины, по которой оказался так далеко от дома. Говорит он только по-русски и отличается крайне скверным характером, однако быстро осваивается на новом месте, налаживает связи и даже организует авантюрный бизнес. И вроде все в его жизни снова благополучно, но один вопрос остается не отвеченным: для чего же он все-таки прилетел на другой конец света?
История этого фильма имеет очень даже интересное начало. Сценарий комедии «Хэппи-энд» написал еще в 2006 году Константин Чармадов, известный рекламный режиссер. Он показывал свою работу нескольким продюсерам, которым нравилась история в целом, но каждый из них пытался так или иначе поменять ее под себя. Чармадов задумывал этот фильм, как фантазию о путешествии своего отца в Таиланд, о том, как тот изменил свою жизнь и себя самого благодаря знакомству с удивительными жителями этой страны.
В своей фантазии Константин был вдохновлен собственными впечатлениями от Таиланда. «Он увидел, какая это замечательная страна – душевная, комфортная, теплая. Край, где люди уважают себя и приезжающих к ним гостей, – рассказывает режиссер Евгений Шелякин. – В этот момент Константин отчетливо ощутил желание, чтобы его отец провёл свою старость именно здесь».
«С одной стороны, это была довольно простая история: живущий в Подмосковье, уставший от жизни пожилой человек со сложным характером волею судьбы отправляется в Таиланд – и там он понимает, что жизнь-то, оказывается, не заканчивается, а, наоборот, только-только начинается. Благодаря случайному знакомству с местным рыбаком и хозяйкой небольшого отеля, его внутренний мир переворачивается. Ему становится ясно, что он может ещё многое сделать в этой жизни. Но при всей кажущейся простоте в этом сценарии – столько любви, личного, что дочитать его впервые до конца без слез было невозможно. Вся наша команда влюбилась в эту историю», – вспоминает продюсер Василий Соловьев.
Однако во время шлифовки сценария было придумано много нового, а разные линии и нюансы из первоначальной версии в итоговый монтаж не вошли.
«Работа была проведена филигранная, и она не ограничилась шлифовкой текста. И на съёмках, и на монтаже фильм менялся, появлялись новые штрихи, шутки, а лишнее постепенно отсеивалось, – рассказывает Евгений Шелякин. – Сейчас фильм похож на спортсмена перед важным соревнованием – ничего лишнего, только полезная масса, а это гарантирует хороший темп и ритм повествования».
Важной часть для создания успешного фильма является выбор актерского состава.
Долгое время режиссер и продюсеры искали в России и за рубежом актера на главную роль – харизматичного старика Ксенофонта. Поскольку это должен был быть человек с греческими или кавказскими корнями, команда отправилась на смотрины в Грузию.
«И там случилась магия, – вспоминает Евгений Шелякин. – Много замечательных актеров пришло на пробы, всех их мы знаем со времен советского кинематографа. Но Михаил Гомиашвили был единственным, кто сразу идеально вписался в роль – несмотря на то, что он на пятнадцать лет моложе, чем главный герой фильма. Грузинские коллеги так и сказали режиссеру: «Многие могут сыграть главную роль в этом фильме, но Мише даже играть не придется – он и есть этот фильм».
На роль главной актрисы режиссёр и все продюсеры с самого начала думали о Евгении Дмитриевой, и насчет нее у команды не было никаких сомнений. «Честно говоря, времени на кастинг было не так много, – вспоминает Василий Соловьев. – Режиссер только освободился от предыдущего проекта, а до старта нашего оставалось всего несколько месяцев – нужно было решать быстро».
С кастингом на роли тайских персонажей команде помогал местный продакшн. А в работе с тайскими актерами не было никакого языкового барьера, поскольку всем помогал русский журналист местного представительства ТАСС, его супруга и их дочь – благодаря им, между российской и тайской частями группы образовалась почти такая же прочная связь, что и между героями фильма.
Тайская манера игры сильно отличается от той, что принята в российском кино. Тайцы играют чрезвычайно эмоционально, их интонации зачастую звучат избыточно резко, а жестикуляция представляет собой отдельный, особый язык. Такой способ выразительности, по словам Василия Соловьева, очень неплох для комедийного жанра, но один из героев – местечковый мафиози, который держит рыбный рынок – по сюжету, должен был быть действительно серьезным человеком. Поэтому режиссер решил пригласить на эту роль Евгения Сангаджиева, известного актера «Гоголь-центра».
«Евгений был дико занят в этот период, но смог прилететь в Таиланд и в течение нескольких дней отыграть все свои эпизоды. Он мастерски выучил свои тайские реплики и отлично дополнил актерский ансамбль фильма. Честно говоря, таких харизматичных, видных актеров, как Евгений, на тайском кастинге у нас не было», – продолжает продюсер.
Теперь давайте перейдём к самим съемкам. Большая часть комедии «Хэппи-энд» снималась в Таиланде. Это излюбленное место для съемочных групп со всего мира.
В общей сложности экспедиция съемочной группы в Таиланд продолжалась почти полтора месяца: с начала тайской подготовки и до самого конца.
Это прозвучит странно, но чуть ли не самой большой сложностью оказалась съемка гекконов. Чего мы только не делали с этими рептилиями, чтобы снять их, как нам надо: и пробовали комбинированные съёмки, и заказывали каких-то специальных ящериц, и уже начали думать о том, чтобы использовать компьютерную графику. А выяснилось, что их просто нужно посадить в банку и задымить – тогда гекконы тут же становятся послушными и не разбегаются кто куда. Этим секретом с нами поделился водитель тайской группы Бэнк».
Одна из других сложных и дорогих сцен в фильме – шторм. «Мы не понимали, как и где снимать это снимать – в море или павильоне, в Таиланде, России или вообще на Мальте, будет ли нужна графика и сможет ли Михаил Гомиашвили сам нырять. Хотя актер и не умеет плавать, ради роли он преодолел свой страх, ведь, по сюжету, Ксенофонт очень много времени проводит на воде», – делится Шелякин. Сцена шторма составляет лишь 1% от хронометража фильма, но является ключевой для главного героя. В итоге снимали её в Москве, в бассейне. К работе были привлечены лучшие мастера подводной съёмки, которые сами же смастерили конструкцию, симулирующую штормовой океан. Но и без компьютерной графики не обошлось – рыбацкая лодка, которую накрывает гигантская волна, была создана «с нуля».
«Морские съёмки – это всегда опасность «запороть» камеру, причем не только уронив ее в воду, но и из-за солевых испарений. По этой причине приходилось таскать с собой два комплекта оборудования», – рассказывает Евгений Шелякин.
Кроме того, влажный климат и водные съёмки – это постоянные проблемы с гримом. Перед дублем команде приходилось то сушить актеров феном, то, наоборот, мочить им одежду или волосы.
Съёмочную группу фильма «Хэппи-энд» поддерживали различные тайские организации: Министерство культуры и спорта, управление по туризму и Посольства обеих стран.
Фильм «Хэппи-энд» – это очень международная и даже многонациональная история. Главный герой – грек по происхождению, всю жизнь прожил в Грузии, разговаривает по-русски, теперь он в Таиланде со своими новыми друзьями и русской эмигранткой. Наиболее сложно подобный социально-географический пласт отразить в музыке. Режиссер и продюсеры долго искали решение и взаимодействовали со многими композиторами. Всем им очень нравился фильм, и от них поступало огромное количество экспериментальных и смелых предложений.
Тогда продюсеры решили обратиться к Алексею Айги. «Тема главного героя, написанная Алексеем, сразу влюбила в себя всех, кто её слышал, – говорит Василий Соловьев. – Уловив однажды этот озорной ритм и мелодию, невозможно перестать напевать нашу музыку. В палитре присутствуют как воспоминания о прошлом главного героя, его национальности, так и теплые лучи его новой жизни, надежда на будущее. Айги очень разноплановый автор. Зачастую заказчики об этом забывают и просят «так же, как в том фильме, только с другой мелодией». Мы же наоборот попросили Алексея сделать все самому так, как он считает нужным, без референсов. И фильм задышал».
В саундтреке немало интересных инструментальных решений. Некоторые из них обусловлены географией действия и биографией героя, а некоторые – сюжетными ходами, так как по ходу действия в фильме появляется музыкальный инструмент. «Укулеле в изначальной версии сценария не было, – вспоминает режиссер Евгений Шелякин. – Но когда мы поняли, что Михаил Гомиашвили отлично играет на гитаре, то появился соблазн развить этот его навык и завязать на нем часть сюжета». «Укулеле звучит, как игрушечный инструмент, – делится Айги. – Его сложно сделать серьезным, а романтичным, как оказалось, можно. В нем есть хрупкость. А мелодия, которую наиграл сам актер, просто отличная. Осталось только не испортить ее аранжировкой».
Трейлеры, постеры, кадры в хорошем разрешении Вы можете найти на сайте https://wdsspr.ru/soon/00423/